Осевые масла - неочищенные прямогонные продукты нефтепереработки, используемые в качестве смазочных материалов.
Основная область применения - подвижной состав железнодорожного транспорта, где их используют для смазывания шеек осей колесных пар вагонов, тепловозов с подшипниками трения скольжения.
Иногда применяют для смазывания узлов трения и некоторых малонагруженных зубчатых редукторов промышленного оборудования. Осевые масла выпускают трех марок по ГОСТ 610-72: Л - для летнего применения, 3 - для зимнего применения и С - для применения в особо холодных регионах (северных).
Показатели
Л
З
С
Вязкость: кинематическая при 50 °С, мм2/с
43-60
≥22
12-14
динамическая (при температуре, °С), Па-с,
не более
15(-10)
60(-30)
0,2(0);250(-50)
Температура, °С: вспышки в открытом тигле,
не ниже
135
125
125
застывания, не выше
-
-40
-55
Массовая доля, %: водорастворимых кислот и
щелочей
Отсутствие
механических примесей, не более
0,07
0,05
0,04
воды, не более
Следы
0,3
0,1
Осевые масла вырабатывают из малосернистых нафтеновых и нафтено-парафиновых нефтей, причем зимнее и северное, как правило, представляют собой дистиллятные фракции, а летнее - смесь дистиллятных фракций с остатком от прямой перегонки нефти.
Основные показатели качества осевых масел - вязкость и температура застывания, что обусловлено спецификой их применения: подача к узлам трения (к шейкам осей) осуществляется по волокнам подбивочных концов или фитилей.
Применение значительного количества осевых масел в современных условиях ни экономически, ни экологически нельзя считать оправданным. Надо полагать, что по мере более широкой замены в железнодорожной подвижной технике подшипников скольжения на подшипники качения значительно снизится большой расход этого типа нефтепродуктов.
Кроме того, в последнее время разработаны и внедряются в производство новые всесезонные осевые масла, одно из которых вырабатывается по ТУ 38.301.04-21-96.
г. Москва, Щербинка, Симферопольское шоссе д. 20 стр.1 (Щербинская нефтебаза)