Судовые масла применяют в судовых двигателях. Судовые двигатели могут быть тронковыми (когда шатун непосредственно присоединяется к поршню)
и крейцкопфными (когда верхняя часть шатуна присоединяется к крейцкопфу — специальной скользящей конструкции, которая соединяется с поршнем штоком.
Крейцкопфные двигатели позволяют снизить износ цилиндра и поршня, поскольку они освобождены от боковых усилий; зато тронковые двигатели намного меньше по размеру и весу. В настоящее время крейцкопфные двигатели используются только на больших морских судах.
Отличительная особенность судовых масел - хорошая влагостойкость.
В России потребляется примерно 50 тысяч тонн судовых масел в год, что составляет 5% от потребления всех масел.
1. Масла для судовых и стационарных силовых установок отечественного производства.
Масло М-14В2 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 применяется в системах смазки двух- и четырёхтактных тепловозных и судовых дизелей и дизелей карьерных самосвалов.
Масла М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС ГОСТ 12337-84 изм.1-6 предназначены для применения в главных и вспомогательных тронковых судовых дизелях. Масло М-14Г2ЦС применяют также в тепловозных дизелях типа чн 26/26. Масло М-16Г2ЦС используется также для смазки цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей при их работе на топливе с содержанием серы до 1,5%, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/.
Наименование ГОСТ
М-10Г2ЦС
М-14Г2ЦС
М-16Г2ЦС
М-14В2
API
СС
СС
СС
СВ
SAE
SAE 30
SAE 40
SAE 40
SAE 40
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с
10,0-11,0
13,5-15
15,5-17
13,5-14,5
Индекс вязкости, не менее
92
92
92
85
Температура застывания, °С, не выше
-10
-10
-10
-12
Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
9
9
9
4,8
Зольность сульфатная, %, не более
1,5
1,5
1,5
1,2
Массовая доля активных элементов, % не менее
Ca
-
0,28
0,28
0,23
Zn
0,045
0,045
0,045
0,045
P
-
0,04
0,04
0,04
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов.
Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС- для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей, когда массовая доля серы в применяемом
топливе не более 1,5 %. Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями
типа ЧН 40/46. Масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей.
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры,
воздуходувки и др.)
Масло М-20Е70 ГОСТ 12337-84 изм.1-6
- минеральное масло с композицией присадок. Предназначено для смазывания цилиндров
крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования при работе на тяжелых топливах с содержанием серы до 5%, в том числе для дизелей
иностранного производства.
Масло М-16Е30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 - минеральное базовое масло М-16 с композицией присадок. Применяется для смазочных систем цилиндров крейцкопфных дизелей невысокой степени форсирования, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/, при работе на дизельных дистиллятных или тяжелых топливах с содержанием серы до 2,0%.
Наименование ГОСТ
М-20Е70
М-16Е30
SAE
SAE 50
SAE 40
API
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с
20,0-23,0
15,0-17,0
Индекс вязкости, не менее
90
90
Температура застывания, °С, не выше
-12
-12
Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
70
30
Зольность сульфатная, %, не более
10,5
5,0
Массовая доля кальция, % не менее
2,8
1,7
1.3. Масла отечественного производства для тронковых двигателей, работающих на мазутах
Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 являются минеральными маслами из сернистых нефтей с присадками, улучшающими смазывающие, антикоррозийные и антиокислительные свойства. Масла предназначены для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем при использовании тяжелых сернистых топлив с
содержанием серы до 2,5-3,0%.
Масло М-14ДЦЛ30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 представляет собой минеральное базовое масло с композицией присадок. Используется для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-14/SAE 40/, при работе на топочных мазутах 40 и 40В и других топливах с аналогичными физико-техническими показателями и содержанием серы более 2,5-3,0%.
Наименование ГОСТ
М-10ДЦЛ20
М-14ДЦЛ20
М-14ДЦЛ30
SAE
SAE 30
SAE 40
SAE 40
API
CD
CD
CD
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с
10,0-11,0
13,5-15
13,5-15
Индекс вязкости, не менее
92
92
92
Температура застывания, °С, не выше
-10
-10
-10
Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
18
18
27
Зольность сульфатная, %, не более
3
3
4,6
Массовая доля активных элементов, % не менее
Ca
0,65
0,65
1
Zn
0,045
0,045
0,045
P
0,04
0,04
0,04
2. Масла для судовых и стационарных силовых установок производства Shell.
2.1. Масла для крейцкопфных двигателей
Характеристики масла Shell Melina SAE 30
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
11.8
Масло для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Применяется для низкооборотных двигателей, а также для вспомогательных двигателей, работающих на дизельном топливе, и для других вспомогательных механизмов, для которых рекомендованы масла соответствующего класса вязкости.
Щелочное число 8 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
897
Температура вспышки в открытом тигле, °С
227*
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Melina S
SAE 30
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
11.6
Масло с пакетом салицилатных присадок для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Используется для низкооборотных крейцкопфных двигателей (картер, система охлаждения поршней) и вспомогательных механизмов.
Щелочное число 5 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
888
Температура вспышки в открытом тигле, °С
227*
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Alexia SAE 50
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
19.5
Цилиндровое масло для низкооборотных крейцкопфных двигателей всех типов, работающих на топливе с содержанием серы до 4%. Снижает загрязненность двигателя и износ цилиндра, защищает от коррозионного изнашивания при использовании высокосернистых топлив.
Щелочное число 70 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
932
Температура вспышки в открытом тигле, °С
255
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Alexia D SAE 50
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
19.0
Цилиндровое масло для крейцкопфных двигателей, в которых используются дистиллятные топлива, содержащие до 1% серы.
Щелочное число 16 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
905
Температура вспышки в открытом тигле, °С
225
Температура застывания, °С
-21
2.2. Масла для тронковых двигателей, работающих на дизельном топливе
Характеристики масла Shell Gadinia SAE 30
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
11.8
Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага).
Рекомендуется для автономных дизель-генераторов.
Щелочное число 12 мг КОН/г
Спецификации/допуски: Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40)
Плотность, при 15°С, кг/м3
897
Температура вспышки в открытом тигле, °С
255
Температура застывания, °С
-24
Характеристики масла Shell Gadinia SAE 40
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
14.4
Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага).
Рекомендуется для автономных дизель-генераторов.
Щелочное число 12 мг КОН/г
Спецификации/допуски: Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40)
Плотность, при 15°С, кг/м3
900
Температура вспышки в открытом тигле, °С
265
Температура застывания, °С
-21
Характеристики масла Shell Sirius Oil SAE 15W-40
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
14.5
Масло для высоконагруженных высокооборотных (свыше 1200 об/мин) судовых двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может использоваться и для смазывания вспомогательных механизмов, для которых применяются масла соответствующей вязкости. Рекомендуется для автономных дизель-генераторов.
Щелочное число 10 мг КОН/г
Спецификации/допуски: CCMC D4, US Military MIL-L-2104F, API CF-4, GM Allison C-4, ACEA E2, MB 228.0/228.1, MAN 270/271
Плотность, при 15°С, кг/м3
890
Температура вспышки в открытом тигле, °С
205*
Температура застывания, °С
-27
2.3. Масла семейства Shell Argina для тронковых двигателей, работающих на мазутах
Характеристики масла Shell Argina S SAE 30
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
11.8
Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала).
Щелочное число 20 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
906
Температура вспышки в открытом тигле, °С
228*
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Argina S SAE 40
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
14.9
Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала).
Щелочное число 20 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
909
Температура вспышки в открытом тигле, °С
234*
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Argina T SAE 30
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
11.8
Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала)..
Щелочное число 30 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
900
Температура вспышки в открытом тигле, °С
212*
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Argina T SAE 40
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
14.9
Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала)..
Щелочное число 30 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
905
Температура вспышки в открытом тигле, °С
225*
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Argina
X SAE 40
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
14.6
Высококачественное многоцелевое масло для среднеоборотных двигателей, использующих в качестве топлива мазуты с содержанием серы свыше 3,5%.
Щелочное число 40 мг КОН/г
Плотность, при 15°С, кг/м3
921
Температура вспышки в открытом тигле, °С
205*
Температура застывания, °С
-18
Характеристики масла Shell Argina
XL SAE 40
Наименование показателей
Значение
Комментарии
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
14.4
Новый высококачественный продукт для среднеоборотных двигателей с очень низким расходом масла, работающих на высокосернистых (~3% серы) мазутах. Обеспечивает отменную чистоту двигателя и защиту от изнашивания.
Щелочное число 50 мг КОН/г
Спецификации/допуски: API CF, Wartsila Diesel.
Плотность, при 15°С, кг/м3
920
Температура вспышки в открытом тигле, °С
229*
Температура застывания, °С
-18
3. Аналоги масел
Аналог
М-10-В2(с)
М-10-Г2(цс)
М-14-Г2(цс)
М-16-Г2(цс)
М-14-Д (цл 20)
М-14-Д (цл 30)
М-16-Е(30)
M-20-E(70)
Shell
MELINA 30
GADINIA 30
GADINIA 40
ARGINA S 40
ARGINA T 40
DILOMA
ALEXIA 50 ALEXIA X
MOBIL
MOBILGARD DTE N3* MOBILGARD 300
MOBILGARD 312 MOBILGARD 300
MOBILGARD 412
MOBILGARD 424
MOBILGARD 424
MOBILGARD 493 MOBILGARD 593
MOBILGARD 570
Teboil
WARD S5T SAE 30
SUPER TEBOLEX SAE30*
WARD SIOT
SAE 30
WARD SIOT SAE 40
WARD S25T SAE 40
WARD S30T SAE 40
WARD SAE 40
WARD SAE 50
WARD HEAVY SAE 50
Примечание. Знаком "*" отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей.
4.Топливо, используемое в судовых двигателях
Тип топлива
Вязкость кинематическая, кв. мм/с (сСт)
Плотность, при 20 град. C, кг/куб. м, не более
Содержание серы, %, не более
Коксу- емость, %, не более
Зольность, %, не более
50 град. C
80 град. C
Маловязкое
менее 12
-
890
1,0
0,5
0,5
Средневязкое
от 12 до 150
от 5 до 40
970
2,5
9,0
0,2
Высоковязкое
более 150
от 40 до 120
1015
4,3
-
0,2
Примечания. 1. Коксуемость зарубежного средневязкого топлива не более 14%, высоковязкого не более 22%. 2. Содержание серы в зарубежном высоковязком топливе не более 5%.
Примечание. Знаком "*" отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей.
5. Типы судовых двигателей и потребляемое ими масло.
Крейцкопфные двухтактные дизели
Марка дизеля, страна - поставщик
Марка масла в зависимости от типа применяемого топлива
маловязкое
средневязкое
высоковязкое
Россия
5ДКРН 50/110
М-16-Г2(цс)
5ДКРН 50/110-2
М-16-Е (30)
6ДКРН 74/160-2,3
М-16-Е (30)
6ДКРН 45/120-7
М-16-Е (30
М-20-Е (70)
Германия
K9Z 60/105E
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
K9Z 70/125E
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
K5SZ 70/125В
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
K6Z 60/105A
М-16-Г2(цс)
K6Z 70/120A
М-16-Г2(цс)
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
K8Z 70/120C
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
K8Z 70/120D
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
K9Z 70/120B
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
Польша
662 VT2 BF-140
М-16-Е (30)
6К62 EF
М-16-Е (30)
М-20-Е (70)
5RD68
М-16-Е (30)
9RD68
М-16-Е (30)
10 L 45 GBF
М-16-Е (30)
Дания
550 V TBF-110
М-16-Г2(цс)
650 V TBF-110
М-16-Е (30)
850 V TBF-110
М-16-Е (30)
574 V TBF-160
М-16-Е (30)
674 V TBF-160
М-16-Е (30
Швеция
DZ 60/110
М-16-Г2(цс)
М-16-Е (30)
DM 630/1300 VGS
М-16-Г2(цс)
DM 760/1300 VGS
М-16-Г2(цс)
DM 760/1500 VGS-70
М-16-Е (30)
Тронковые четырехтактные дизели
Марка дизеля, страна - поставщик
Марка масла в зависимости от типа применяемого топлива
Примечания. 1. В циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей должно применяться масло М10-Г2(цс) или М10-В2(с).
2. Масло для тронковых двухтактных дизелей применяется одновременно в циркуляционной системе смазки и для смазки цилиндров.
3. Для смазки всех аварийных и стояночных дизелей используется масло М-10-Г2(цс) или М-10-В2(с).
4. Знаком "*" отмечено масло, применение которого предпочтительнее при температуре забортной воды выше 26 oC.
5. Знаком "**" отмечены масла, при отсутствии которых помимо дублирующих допускается применение масла М10-В2(с).
6. Прочие жидкости, применяемые в судах
6.1 Трансмиссия, редукторы.
В судовых редукторах в зависимости от рабочей температуры и давления используют масла
ТАП-15В, Тсп-10, Тсп-15К
6.2 Гидравлика В судовых гидросистемах используют масло марки А, МГЕ-46В. В условиях холодного климата ВМГЗ, МГЕ-10А
6.3 Холодильные установки
В холодильных судовых установках используют ХФ-12-16, ХФ-22-24, ХА-30, ХС-40
6.4 Системы охлаждения
Тип главного судового двигателя
Вместимость системы охлаждения, л
6Д50М
900
DM650-VBF90 "Бурмейстер и Вайн"
3600
8TD-48 "Зульцер
3300
G6Z52/90 МАН
3000
М760/1500VG 7V "Гетаверкен"
7000
ЗД100
2000
574-VTBF-160 "Бурмейстер и Вайн"
6000
662-VT2BF-140 "Бурмейстер и Вайн"
6000
K6Z70/120А МАН
4000
6L525IIPS
2500
6L525IIPV
3000
6А25
2000
KSDM-8
1500
K9Z60/105E
6000
DM650-VBF90 "Бурмейстер и Вайн"
3600
8TD-48 "Зульцер"
3300
7. Судовые смазки
Смазка
Область применения
Основные эксплуатационные характеристики
АМС-1, АМС-3
Предотвращение коррозии механизмов кораблей, подводных лодок, гидросамолетов
Высокие консервационные характеристики, адгезия к металлу, водостойкость. Работоспособны при температуре -15...+65°С (АМС-1), 0...+75°С (АМС-3)
МС-70
Подшипники качения и скольжения, непосредственно соприкасающиеся с морской водой.
Высокие водостойкость, консервационные свойства и морозостойкость; обеспечивает периодическую работу механизмов в течение 10 лет. Работоспособна при температуре -45...+65°С, В мощных механизмах - от -50°С
МУС-ЗА
Высоконагруженные узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Хорошие консервационные и противозадирные свойства, морозостойкая. Работоспособна при температуре -50...+65°С
МЗ
Узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Хорошая коллоидная и удовлетворительная механическая стабильности; морозостойкая, рабоче-консервационная. Работоспособна при температуре -50...+80°С
г. Москва, Щербинка, Симферопольское шоссе д. 20 стр.1 (Щербинская нефтебаза)